К 150-летию Константина Станиславского.
Система номер 1:
скорее мертва, чем жива
таниславский в России — больше, чем Станиславский. Это альфа и омега, наше все, обязательная приправа к любой беседе о театральном искусстве. Если ты поставил дрянной спектакль, без присяги на верность заветам К. С. тем более не обойтись. Это для русского режиссера все равно что вынести на люди метафорический хлеб-соль. Да, возможно, что хлебопек из тебя хреновый, и каравай твой не пропекся или, наоборот, подгорел, но с солью-то ничего не случится. Так и система Станиславского: не сгниет, не протухнет, и срока годности у нее нет. Главное — держать ее в сухом месте. Присаливали Станиславским наши деды, наши отцы, и мы присаливать будем.
Евгений Вахтангов писал в 1917 году: «…Мы молимся тому богу, молиться которому учит нас К. С., может быть, единственный на земле художник театра, имеющий свое “отче наш” (к своему богу, в своем храме, построенном им во славу этого бога) и жизнью своей оправдавший свое право сказать: “Молитесь так…”»
Система Станиславского на протяжении всего XX века воспринималась людьми театра в России действительно как почти религиозное откровение. In Stanislavsky we trust, и все тут. Видимо, не случайно для рядового обывателя имя Станиславского тесно сплелось с восклицанием «Не верю!», которое якобы регулярно слетало с уст Константина Сергеевича. Здесь, надо полагать, в подсознании засел следующий силлогизм: 1) Станиславский — театральный пророк; 2) Если пророк не верует в тебя как в актера, ты никуда не годишься; 3) Следовательно, если ты не веруешь в Станиславского как в пророка, ты как актер никуда не годишься.
Сегодня храм, о котором давным-давно писал Вахтангов, может кем-то восприниматься как опустевший и позаброшенный. Живой театр куется теми, кто разрушает в своих спектаклях «четвертую стену», уничтожает сверхзадачу, предлагаемые обстоятельства, сквозное действие, исходное событие — словом, все то, на чем зиждилась Система. Почти у каждого крупного мастера, строящего собственную театральную вселенную, — своя, ни на что не похожая система, помогающая актерам быть органичными. Зачем им изобретения человека, родившегося 150 лет назад?
Пугающая российская закономерность состоит в том, что чем режиссер (или актер) глупее и бездарнее, тем ретивее он прикрывается Системой Станиславского, тем ожесточеннее оберегает от врагов «традиции русского психологического театра». То, что он сам при этом играет в глупых комедиях или просто в рутинных мертвых спектаклях, на отрицании которых и был когда-то построен Художественный театр, не имеет для говорящего ровно никакого значения. Может, он у себя в театре и грешит, но ведь и молитву за здравие Системы в нужный момент ввернуть умеет. А значит, все грехи простятся.
Система номер 2:
просто Метод
истема Станиславского — это то, на чем стоит Голливуд. Она была импортирована в Америку русскими эмигрантами первой и второй волны и, едва укрепившись на местной почве, была переименована в Метод. Звучит по-американски прагматично и, пожалуй, более точно. Слово «система» подразумевает универсальность и всеохватность, а Метод — что-то вроде подпорок, которыми может воспользоваться актер в случае затруднений. Или не воспользоваться, если нет нужды. Когда американский театральный педагог Стелла Адлер пожаловалась Станиславскому, что Метод не всегда ей помогает, тот ответил: «Если система вам не помогает, забудьте о ней. Но возможно, вы ее неправильно понимаете?»
Еще один прославленный педагог, способствовавший успешной мутации Системы Станиславского в Америке, — режиссер Ли Страсберг. Среди его учеников — Мэрилин Монро, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Дастин Хоффман, Микки Рурк. А у Стеллы Адлер, в свою очередь, брали уроки мастерства Стивен Спилберг и Марлон Брандо. Брандо говорил о Стелле Адлер так: «Она учила по системе Станиславского и меня, и остальных. Возникла целая диаспора актеров, по стопам которых пошли во всем мире. Этот стиль сформирован русскими… Сегодня во всем мире многие копируют этот стиль. Смешно — они считают, что имитируют американцев, а на самом деле имитируют русского — Станиславского!»
Система номер 3:
скорее жива, чем мертва
обственно, на самом деле никакой Системы у К. С. не было. Он писал то о «системе» (с маленькой буквы и в кавычках), то о «так называемой системе». Но, пытаясь помочь актеру быть живым, он, пожалуй, все-таки создал и другую Систему. Ту, что можно смело писать с прописной буквы.
В рамках этой Системы — такие фигуры прошлого и настоящего, как Всеволод Мейерхольд и Евгений Вахтангов, Питер Брук и Юрий Любимов, Лев Додин и Петр Фоменко, Кристиан Люпа и Кшиштоф Варликовский. Станиславский совершил в театре головокружительное открытие, близкое тому, что Зигмунд Фрейд — в психологии. Оба они, идя разными путями, запустили процесс познания собственного «Я», который может принимать какие угодно формы и быть бесконечным. И неважно, как достигается эта цель — во время психологического тренинга, на кушетке психоаналитика или просто на репетиции.
Ежевечернее, почти механическое повторение актером одних и тех же гримас и ужимок вдруг благодаря Станиславскому приобрело меньшую ценность, чем живой процесс подготовки спектакля. Наиболее точная формулировка, в которой выражена вся суть Системы, принадлежит историку Художественного театра Инне Соловьевой: «Система — это попытка понять, как актер, что бы он ни делал на сцене, может испытать на ней творческую радость».
Без Станиславского никогда бы Анатолий Эфрос не сказал: «Репетиция — любовь моя». Никогда бы Ариана Мнушкина не создала свой Театр солнца, построенный по принципу коммуны. Никогда бы Ежи Гротовский или Анатолий Васильев не уединились на долгие годы в своих творческих лабораториях, подолгу отказываясь доводить свои спектакли до премьеры. Все они — должники Системы, должники Станиславского. И, кажется, все-таки Вахтангов был прав. «Молитесь так».
Материалы по теме
Бремя русского человека
«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.
Спасибо, что живые
«Возвращение героя» и «Неудержимый»: Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне снова в строю.
Французские советы российскому кино
Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.
Судьба зубодера
«Джанго освобожденный» – фильм, в котором постмодернист Квентин Тарантино стал правозащитником.
Ужель та самая
Ответ Дмитрию Быкову про «Анну Каренину» – и не только ему, и не только про нее.
В жанре кала
О британском фильме «Анна Каренина», показывающем, до какой степени Россия и русские всем надоели.
Обрусение Жерара
На вступление Жерара Депардье в должность гражданина Российской Федерации.
Лучшие фильмы — 2012
Десятка самых выдающихся фильмов года по версии Антона Долина.
«Хоббит»: первый пошел
На экраны мира выходит новая толкиеновская трилогия Питера Джексона.
C кем пойти на митинг
Не всегда можно предугадать, с кем рядом придется стоять на той или иной массовой акции. В годовщину первого протестного митинга зимы 2011-2012 Openspace предлагает читателям самим выбрать себе толпу.
Голосуй за новеньких!
Годовщину выборов в Думу Openspace отмечает праздничным голосованием.