назад

Антон Долин

Спасибо, что живые

«Возвращение героя» и «Неудержимый»: Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне снова в строю.

недавней церемонии раздачи «Золотых глобусов» вручать одну из наград на сцену вышли Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне. Выглядели трогательно, неуверенно — хотя, конечно, храбрились и хохмили: noblesse oblige. Давненько их здесь не видели. Шварценеггер десять лет губернаторствовал в Калифорнии, уже и забыли о нем в мире большого кино, а Сталлоне — почетный завсегдатай «Золотых малин» — на более серьезные премии не замахивается. Но оказались они здесь не случайно: почти синхронно в мировой прокат (российский в том числе) вышли их новые фильмы.

Можно долго разглагольствовать о перепадах капризной моды, но точнее будет вспомнить о конкретном проекте, вернувшем двух титанов в строй: «Неудержимые», первая и вторая части, собрали неожиданно внушительную кассу и заставили продюсеров с прокатчиками пересмотреть некоторые приоритеты. На всякий случай в честь той франшизы свежей картине со Сталлоне в России присвоили название «Неудержимый» (на самом деле она называется «Bullet to the Head»). Ленте со Шварценеггером повезло чуть больше: «Возвращение героя» точнее по сути, хотя ни малейшего отношения к оригинальному заголовку «The Last Stand» не имеет.

Разница между двумя новыми фильмами и двумя сериями «Неудержимых», однако, дьявольская. «Неудержимые» — типично постмодернистская акция, соединившая на экране всех костоломов 1980-х и 1990-х, от старичка Чака Норриса до сравнительно молодого Джейсона Стэтема. Новые ленты, хоть и не лишенные фирменного туповатого юмора, преисполнены искреннего пафоса. В них вновь присутствует подзабытая идеология героев-одиночек, определившая лицо развлекательного кинематографа последней четверти ХХ века.
 

Полубоги отступили. И тогда люди вновь выставили элитный спецназ: Шварца и Слая


Круг замкнулся. Когда-то, в конце 1970-х, эти персонажи — десантники, полицейские, каратисты и дзюдоисты — сменили морально устаревших супергероев из комиксов: ненадолго возникла ницшеанская иллюзия преодоления божественной воли силами могучего индивидуума (потому так важен был «Хищник», в котором юный Шварценеггер в одиночку одерживал победу над всесильным посланцем небес). Сменились эпохи, случилось 11 сентября, и крепким орешкам пришлось признать, что на их скорлупу нашелся универсальный щелкунчик. Это привело к реабилитации кинокомиксов: Темный Рыцарь и Железный Человек, Зеленый Фонарь и Человек-паук, Капитан Америка и Халк вновь вышли на экраны. Но и их капитуляция оказалась вопросом времени. Недавние «Мстители» заставили объединиться даже всесильных; сил одиночек в плащах и масках для преодоления мирового зла не хватало. Полубоги отступили. И тогда люди вновь выставили элитный спецназ: Шварца и Слая.
 

 

 

Кадры из фильма «Неудержимый» 


1/8

2/8

3/8

4/8

5/8

6/8

7/8

8/8


В «Неудержимом» герой Сталлоне — киллер, который мстит мафии за убитого друга, объединившись ради этого с заезжим детективом. В «Возвращении героя» герой Шварценеггера — шериф, защищающий свой городок от нашествия сбежавших из тюрьмы наркодилеров. «Неудержимый» снят живым классиком жанра, престарелым Уолтером Хиллом (автором «48 часов» и «Красной жары»). «Возвращение героя» — модным корейским режиссером Ким Чжи Уном («Я видел дьявола»). Но самое смешное — то, что принципиальной разницы между эстетическими решениями двух подчеркнуто клишированных сюжетов не наблюдается, хоть Хилл и задействует во второй главной роли популярного корейца Сон Кана, а Ким зовет в напарники Шварценеггера бывшего эмтивишного суперстара Джонни Ноксвилла. Ведь по сути обе картины будут идентифицироваться массовым зрителем исключительно по исполнителям центральных ролей, участие которых и диктует стиль, интонацию и язык фильма.
 

Никогда, какой бы гений за них ни взялся, они не смогут сыграть кого-либо, кроме самих себя. В этом их профессиональная слабость, в этом же — их (не)человеческая сила


Два фильма складываются в единую мощную машину времени, переносящую нас лет на двадцать назад. Сила и обаяние мира, который мы видим на экране, — в его абсолютной стабильности, в неизменности ценностей и опасностей, а также методов решения любых проблем (стойкость духа плюс закалка тела). Монументальные фигуры Шварценеггера и Сталлоне, их будто высеченные в скале лица, их узнаваемые по единому хмыку голоса — залог этой стабильности. Мне посчастливилось общаться с обоими, и самое большое впечатление при личном контакте произвели вовсе не блестящий ум или крепкое рукопожатие, а удивительное равенство актеров их героям. Они не выходят из образов десятилетиями, они давно с ними слились. Никогда, какой бы гений за них ни взялся, они не смогут сыграть кого-либо, кроме самих себя. В этом их профессиональная слабость, в этом же — их (не)человеческая сила.
 

 

 

Кадры из фильма «Возвращение героя» 


1/11

2/11

3/11

4/11

5/11

6/11

7/11

8/11

9/11

10/11

11/11


Все бы хорошо, если бы не самый страшный из противников: время. Арнольду 65 лет, Сильвестру — 66. Никакие тренировки, никакая краска для волос, никакой ботокс не отменят неизбежного — грядущей старости и смерти. Казалось бы, сюжет «Неудержимого» или «Возвращения героя» позаимствован откуда-то из восьмидесятых, когда такие фильмы — чуть получше или малость похуже — снимались пачками. Однако в сегодняшнем контексте это смотрится совершенно иначе: не как бодрая ода Человеку, берущему верх над Судьбой, а как отходная молитва по нашему утлому идеализму, оставшемуся в далеком прошлом вместе с лучшими лентами Шварценеггера и Сталлоне.

Здесь придется вспомнить о ситуации, в которой Шварценеггер со Сталлоне оказались на сцене «Золотого глобуса». Им предстояло объявить лауреата в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Приз, о чем организаторы, конечно, знали (а вручанты не имели понятия), достался «Любви» Михаэля Ханеке — фильму о двух стариках, благородно, но безуспешно бросающих вызов смерти. Сталлоне и Шварценеггер жались к кулисам — трогательно и беззащитно, будто дети, — пока невозмутимый и элегантный Ханеке, в безупречно черном костюме и с безжалостно седой шевелюрой, произносил благодарственную речь. Кто поручится, что Арнольд и Сильвестр не почувствовали себя в этот момент неуютно, будто на одну с ними сцену вышла сама Костлявая Кума?

А впрочем, пока скажем им спасибо, что живые.  

 

 

 

Материалы по теме

Зря смеетесь

Ответ Дмитрию Быкову, считающему, что после ухода Путина оппозиционеры станут комическими персонажами.

Бремя русского человека

«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.

«Странно, что это случилось со мной трезвым»

Валерий Мальков, пробежавший 7 км по ночной тайге за поездом, из которого выпал, поделился впечатлениями с Openspace.

Мордва, спаленная Жераром

Как приезд нового русского гражданина преобразил Саранск.

Корейский лидер опозорил китайцев

Китайская газета пострадала за сексуальность Ким Чен Ына.

Русские на обложке Time

«Люди года» по версии журнала Time: от Сталина до Pussy Riot.

Пик БНС

О братьях Стругацких и пафосе бессмысленных усилий.

За тридцать дней до конца света

19 ноября умер Борис Стругацкий.

Книги про Че

Как команданте считал клещей на своем теле и пули в телах своих товарищей.

Одни старики

Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис и Чак Норрис наконец вместе – в «Неудержимых-2».

Французские советы российскому кино

Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.

назад