Десятка самых выдающихся фильмов года по версии Антона Долина. В рейтинге учитывались только фильмы, вышедшие в российский прокат в 2012 году.
Шедевр года
«Фауст»
Александр Сокуров (Россия-Германия)
Шедевр (по-французски chef d’œuvre) — категория не так сильно зависящая от вкусовых предпочтений, как кажется многим: на самом деле, это главное произведение в чьем-либо творчестве. В 2012-м на экраны вышел шедевр Александра Сокурова, самый сложный, насыщенный, парадоксальный, красивый и раздражающий, глубокий и непроницаемый одновременно фильм выдающегося мастера — «Фауст», последняя глава его тетралогии о людях во власти.
Лучший европейский фильм
«Любовь»
Михаэль Ханеке (Австрия-Франция)
«Золотая пальмовая ветвь» (беспрецедентно — вторая за второй фильм подряд) и приз Европейской киноакадемии за фильм года; впрочем, дело не в трофеях. Простой, прозрачный, внятный, по-ветхозаветному фундаментальный фильм зрелого и свободного мастера: «сильнее льва, мощнее Пятикнижья». Хотя, конечно, заслуга здесь не только режиссера, но и двух великих артистов — Жана-Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива.
Лучший российский фильм
«Я тоже хочу»
Алексей Балабанов (Россия)
Самое веское высказывание года на тему так называемого Апокалипсиса — притча, которую самобытнейший из отечественных режиссеров разыграл без единого профессионального актера, в невероятных декорациях заброшенных деревень, облупленных церквей и обезглавленных колоколен. «Счастья хочется всякому»: это надо ж, из такой банальности — и такое кино!
Развлечение года
«007: Координаты “Скайфолл”»
Сэм Мендес (Великобритания-США)
Сэм Мендес неожиданно опроверг репутацию «Автора с большой буквы», поставив размашистый блокбастер про агента 007. Правда, для этого пришлось придумать Джеймса Бонда заново, убив и воскресив его в иных обстоятельствах. Балет, капустник и парк аттракционов в одном фильме, с цитатами из Теннисона и Шекспира. Кроме всего прочего, здесь содержатся блестящие бенефисы Хавьера Бардема и Джуди Денч, а еще — самая уместная кинопесня сезона.
Самый страшный фильм года
«Прометей»
Ридли Скотт (США)
В том, как напугать честной народ, создатель оригинального «Чужого» знает толк, но в приквеле к стародавнему шедевру пошел дальше. «Прометей» — не просто жутковатый космический хоррор, но зримое подтверждение самых неуютных гипотез Лавкрафта, популярная космогония в картинках, теологический трактат в исполнении одного робота и хора астронавтов. Для кого-то ничего нет страшнее мысли о том, что Бога нет. Скотт предложил иную гипотезу: Бог спит, но разбуди его — и он тебя сожрет с потрохами.
Самый смешной фильм года
«Хижина в лесу»
Дрю Годдард (США)
Формально — хоррор, составленный из сплошных клише, по факту — постмодернистское пиршество на обломках жанра фильма ужасов, всех его подвидов, смешанных в адский (и адски смешной) коктейль. Да, заодно — еще одно кино о конце света. На сей раз человечество никому не жалко: ни авторам, ни героям, ни зрителям.
Старт года
«Хоббит. Нежданное путешествие»
Питер Джексон (США-Новая Зеландия)
Интригующее начало новой трилогии Питера Джексона по толкиеновской прозе. Вместо популяризации культового текста — попытка революционной его ревизии, совмещенная с авангардной технологией «48 кадров в секунду», вряд ли предназначенной аудитории сегодняшних мультиплексов. Куда хоббит зайдет дальше, можно только гадать.
Финал года
«Темный рыцарь: Возрождение легенды»
Крис Нолан (США)
И вновь — конец света. Мрачнейший социологический эпос, за монотонной и монолитной монументальностью которого проглядывает черная ирония автора. Хрипящая громада Тома Харди, запотевшие очки Гэри Олдмена, трещины на хрупком льду и медленный предсмертный танец Кристиана Бэйла с Энн Хэтэуэй под равелевскую «Павану»: незабываемо.
Мультфильм года
«Паранорман, или Как приручить зомби»
Крис Батлер и Сэм Фелл (США)
Недооцененный дебют остался в тени предсказуемого, хоть и милейшего «Франкенвинни». А жаль. Кукольная сказка о мальчике, дружившем с мертвецами, выдержана в благородной традиции американской готики — Натаниэля Готорна и Вашингтона Ирвинга. Плюс ко всему, это сверхактуальный для России фильм, препарирующий такие темы, как суд над Pussy Riot, оскорбление чувств верующих и охота на ведьм (пусть даже режиссеры об этом и не подозревают).
Фильм года
«Корпорация “Святые моторы”»
Леос Каракс (Франция)
Пятый опус безумного француза необъясним, как все гениальное. Пожалуй, лучше всех о нем сказал поэт Николай Гумилев — примерно за столетие до того, как этот фильм был снят:
«Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела».
Добавить нечего, кроме одного: если вы этого до сих пор не видели, поторопитесь.
Материалы по теме
Закон и непорядок
В этом году в России был принят ряд любопытных законов. При этом законодатели ссылались на нормы, которые давно приняты в цивилизованных странах. Openspace навел о них историческую справку.
Базис и Матрица
Уходящий год запомнится не столько прекрасными спектаклями, сколько театральными скандалами.
Политика, дизайн и оттенки серого
Главные тренды в литературе и книжном бизнесе 2012 года.
2012 год через призму телевизора
Шесть важнейших телеперсон года.
Бремя русского человека
«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.
Спасибо, что живые
«Возвращение героя» и «Неудержимый»: Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне снова в строю.
Французские советы российскому кино
Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.
«Молитесь так»
К 150-летию Константина Станиславского.
Судьба зубодера
«Джанго освобожденный» – фильм, в котором постмодернист Квентин Тарантино стал правозащитником.
Ужель та самая
Ответ Дмитрию Быкову про «Анну Каренину» – и не только ему, и не только про нее.
В жанре кала
О британском фильме «Анна Каренина», показывающем, до какой степени Россия и русские всем надоели.