К искусству кино этот текст имеет лишь косвенное отношение. Так же, как и повод для его написания. Неделя иранского кино, которая открывается в московском кинотеатре «Художественный» при участии Министерства культуры РФ, — очередное протокольно-отчетное мероприятие, подтверждающее нашу давнюю и крепкую дружбу с Ираном. Фильмы, которые там покажут, не демонстрировались в Канне, Венеции или Берлине, не выдвигались на «Оскара» и, разумеется, никогда не появятся в ординарном российском прокате. Вероятно, к лучшему.
Впрочем, любая картина должна иметь право получить доступ к публике — даже пропагандистская лента Парвиза Шейха Тади (он откроет фестиваль) «Охотник шаббата» о пейсатом дедушке-ортодоксе, учащем внука убивать людей. Подумаешь, и не такое видели. Правда, как раз это одиозное произведение в Москве никто показывать не собирается: на открытии будет представлено новое творение Шейха Тади.
Чувство протеста вызывают не личности участников: дело не в присутствии, а в значимом отсутствии. В нашей стране никто толком не знает даже основоположников современного иранского кино — Аббаса Киаростами и Мохсена Махмальбафа, один из которых снимает фильмы все чаще за границей (в Иране их не показывают вовсе), а второй эмигрировал во Францию. Не знают в России и десятков других интересных иранских художников. Отчасти плотину прорвал «Развод Надера и Симин» — изумительный фильм Асгара Фархади, получивший «Золотого медведя» в Берлине, а потом первый в истории Ирана «Оскар». Но и про этого режиссера («Развод» — не единственный его фильм) ничего толком не известно. Мало кто знает, что вышеупомянутую картину он смог закончить чудом — после того, как принес публичные извинения за то, что смел со сцены выразить вслух моральную поддержку Джафару Панахи.
Отсутствие Панахи — самое важное из всех. Это имя как раз многие слышали. Бывший ассистент Киаростами, один из самых талантливых режиссеров последних двадцати лет, в настоящее время приговорен к шести годам заключения за «антииранскую пропаганду» (по некоторым сведениям, он снимал последние президентские выборы в Иране и хотел смонтировать из этого материала фильм — тяжелее преступления не придумаешь), а еще к двадцати годам запрета на профессию: нельзя снимать кино, писать сценарии, давать интервью. И выезжать за пределы страны. Все режиссеры мира — от Спилберга до Джармуша, от Дарденнов до Лоуча — писали петиции в его защиту, все правозащитные организации предприняли все доступные шаги. Разумеется, тщетно. С тех пор ведущие фестивали регулярно приглашают Панахи в жюри (символический жест без надежды на осуществление) и оставляют для него в зале ритуальное пустое кресло.
На этой неделе московский кинофестиваль «2morrow/Завтра» еще раз покажет кино, которое уже становилось его лауреатом в прошлом: картина, одним из соавторов которой значится Панахи, датирована 2011 годом (уже после вынесения приговора) и называется «Это не фильм». Знакомая игра, начатая сюрреалистом Рене Магриттом в полотне «Это не трубка», на котором была изображена, натурально, трубка. Панахи запретили снимать — он и не снимал: снимали его. Коллега с цифровой камерой приходил в гости к режиссеру, чтобы запечатлеть последние дни его свободы и записать рассказанные Панахи замыслы неосуществленных фильмов. Фильм в устном пересказе — даже не «бумажная архитектура»: летучая, непрочная субстанция. Единственное, чем можно порадовать потенциальных российских поклонников Панахи в канун Недели иранского кино, — это тем же самым: пересказом.
Ну что ж. Дебютный фильм Панахи «Белый шар» (1995, «Золотая камера» в Канне) рассказывал историю девочки, мечтавшей получить на Новый год золотую рыбку. Так же страстно и уперто, как его маленькая героиня, режиссер шел к искренности, простоте и прямоте высказывания, к преодолению «взрослых» запретов и табу, на которых зиждется иранский кинематограф. «Зеркало» (1997, «Золотой леопард» в Локарно) был столь же обманчиво-бесхитростным рассказом о другой девочке, решившей самостоятельно преодолеть неблизкий путь от школы до дома, — одиссея в поисках независимости не была прочитана властями как политический призыв.
Трудности начались со следующей картины Панахи — его шедевра «Круг» (2000, «Золотой лев» в Венеции), жестко и откровенно говорившего о судьбе женщины в исламском государстве: на родине режиссера лента до сих пор запрещена, как и все его последующие работы. Фильм начинался в больнице, больше похожей на тюрьму, где бедная роженица никак не могла решиться сообщить родственникам ужасную новость: у нее родилась девочка, — и заканчивался, замыкая круг, уже в настоящей тюрьме, куда за столь же миражные преступления попадали героини нескольких сюжетно переплетенных новелл. Сегодня трудно не видеть в пронзительных, хоть и лишенных всякой сентиментальности, последних кадрах «Круга» предсказание режиссером собственной судьбы.
«Багровое золото» (2003, приз «Особый взгляд» в Канне) знакомило нас с неуклюжим разносчиком пиццы, который поневоле становился грабителем: буквально на пальцах Панахи объяснял, что в тоталитарном обществе в преступника может превратиться даже невинная овца. «Офсайд» (2006, «Серебряный медведь» в Берлине) вновь, как и «Круг», ставил в центр внимание группу женщин с разными судьбами, случайно объединенных одним из абсурдных иранских запретов — на посещение спортивных мероприятий, куда прекрасному полу в исламской республике вход закрыт. Переодетые дамы, мечтавшие поприсутствовать на футбольном матче Ирана с Бахрейном, попадали в загончик у стены стадиона, где в режиме реального времени ждали окончания мероприятия и пытались на слух разобрать, что же происходит на поле: потом их грузили в автобус и везли в тюрьму. Несмотря на почти документальный язык скупой и минималистской картины, часть которой действительно снимали во время упомянутого матча, метафора была предельно прозрачной. У человека должно быть право на зрелище — на эмоцию, разделенную с другими. То право, которого кинозрители в Иране лишены.
Больше полнометражных фильмов Панахи не снимал. Велика вероятность, что и не снимет, — как минимум, в ближайшие двадцать лет. Вместо него снимать будут другие: такие же отважные, которым рано или поздно придется либо пойти на компромисс, либо эмигрировать, либо сесть в тюрьму. И не только они, конечно: еще и те, чьи фильмы будут привозить на Недели иранского кино в дружественные государства, вроде России. У нас сегодня тоже отчетливо запахло религиозной нетерпимостью, подкрепленной судебной системой и законодательной базой. Да, за фильмы пока не сажают — но за другие художественные акции уже могут. Пожалуй, стоит добавить, что Панахи, как и Pussy Riot, сегодня среди номинантов правозащитной премии Сахарова — хотя ее получение не поможет им выйти на свободу.
Не поможет и акция протеста, которую проведут у кинотеатра «Художественный» кинокритики и зрители. Однако, несмотря ни на что, они намеренны напомнить о судьбе Джафара Панахи. Зачем? А вот зачем: его пример учит как минимум тому, что молчание для общества гораздо опаснее, чем неумение замолчать. Даже чреватое тюрьмой. Этот несложный урок можно выучить, даже не смотря его прекрасные фильмы.
Материалы по теме
Бремя русского человека
«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.
«Русское общество одержимо законами»
«Три молодые женщины могут получить по семь лет русской тюрьмы за сатирический перформанс в московском храме. Но кого судят на самом деле: трех молодых художников или общество, в котором они живут?»
Вечное возвращение Киры Муратовой
Кинопробы, гаммы и этюды в новой комедии Киры Муратовой.
Высшая мера
В России выходит фильм «Любовь» Михаэля Ханеке, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне.
Из экстрима в мейнстрим
Случай Ким Ки Дука как повод задуматься об эволюции вкусов.
Бог выжил
Главный фильм 69-го Венецианского кинофестиваля «Мастер» — о том, зачем человеку Бог, а Богу — человек. Не больше и не меньше.
Западные песни славян
Какой фильм надо снять, чтобы тебя оценили и за пределами РФ: две модели.
Минкульт против «Клипа»
Министерство культуры отказалось выдавать прокатное удостоверение фильму-победителю Роттердамского фестиваля.
Спасибо, что живые
«Возвращение героя» и «Неудержимый»: Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне снова в строю.
Французские советы российскому кино
Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.
«Молитесь так»
К 150-летию Константина Станиславского.