Вот уже неделю все наперебой подводят итоги двухлетнего пребывания Сергея Собянина на посту мэра Москвы. О Юрии Лужкове как будто совсем забыли. А ведь этот человек, много лет обитавший на политических вершинах, смог покорить и вершины духа. Чего стоит одна его лекция о жизни и философском наследии Сократа, прочитанная студентам и потому неизвестная широкой публике. Исправляя эту несправедливость, Openspace публикует конспект лекции. Дочитавшие до слова «бухгалтеры» получат несомненное удовольствие. Более терпеливые пойдут дальше и надолго остановятся у слова «гидравлических». Те же, кто осилит весь путь и доберется до библиографии, переживут настоящий катарсис.
Лекция была прочитана 13 апреля 2011 года студентам Международного университета.
Глубокоуважаемые участники конференции!
От имени руководства Университета и от себя лично приветствую вас на «Сократовских чтениях». Это наше традиционное мероприятие, однако до сих пор такое название вызывает у некоторых определенное недоумение: актуально ли ворошить столь давнее прошлое? Действительно, Сократ жил два с половиной тысячелетия тому назад, с 469 года по 399 год до нашей эры.
Раз Сократ, говорят скептики, жил так давно, какое дело молодежи до этих древностей? Владислав Сурков, например, на страницах журнала «Однако» (№45(61), стр. 20) вообще фетишизирует «постоянное отрицание традиций» как главную черту молодежи, исключительно на которую и следует ориентироваться. Может быть, он прав? Давайте разберемся…
Сократ жил в очень сложный период истории Афин. Говоря образно, философ получил «контрастный душ». К 399 г., а это дата суда над Сократом, прошло три десятка лет после окончания так называемого Периклова века, века уникального расцвета Афин. Достаточно только упомянуть, что именно во времена Перикла были сооружены Парфенон, Пропилеи, Одеон и много других великолепных архитектурных сооружений.
Перикл, демократически избиравшийся в течение 15 лет стратегом, дал уникальный пример одаренного, авторитарного правителя, приоритетно озабоченного не личными или групповыми интересами, а благом народа и процветанием государства…
Думаю, Перикл прекрасно понимал, что национальная культура — это совсем не то, что думают современные бухгалтеры от государственного управления. Он не скупился на ее поддержку и, например, учредил специальный фонд для приобретения бедным билетов в театры. Это помогало и театрам, и бедным…
Сократ, первый выдающийся философ, казненный по приговору «демократического» суда, родился в 469 г., в небольшой деревне вблизи Афин. Отец его был скульптором-каменотесом, а мать — акушеркой (повитухой). В юности он работал подручным своего отца. Молва приписывает ему создание многих всемирно известных скульптур («Три грации», украшающие Акрополь, некоторые статуи в Парфеноне). Это был настолько тяжелый труд, что кое-кто считает, что он даже был рабом. Выкупил его из мастерской и дал ему образование некий афинянин Критон, ставший впоследствии его учеником. На мой взгляд, просто чудо, что Критону удалось разглядеть в мальчике-каменотесе Сократа. Биографы пишут, что Критон был привлечен духовной красотой мальчика. Вот что значит Периклов век и развитие национальной культуры! Думаю, что без этого Критон ничего такого и не смог бы увидеть…
Сократ начал излагать свою систему взглядов на рыночной площади древних Афин, которая называлась Агорой, когда ему было около тридцати лет… Он разработал диалектический метод: задавал парадоксальные вопросы и требовал на них четкого ответа. Не для того, чтобы запутать собеседника, а чтобы докопаться до истины. Он прикидывался простаком и с помощью непростых вопросов выводил собеседника на чистую воду. Это вызывало страшное озлобление и породило много ненавистников, сократофобов…
Стоит ли удивляться, что в условиях охлократии наличие сократовских «расследований» было совершенно неприемлемым для властей. Народ приобретал ясное видение того, «кто есть кто», и олигархам становилось трудно манипулировать сознательными людьми…
Чему и почему учил Сократ? Ответ на первую часть вопроса дают воспоминания его друзей и последователей. Во-первых, он учил вникать в суть вещей с помощью своего метода «каверзных вопросов» и ничего не принимать на веру. Данная метода, по существу, была чистой воды диалектикой. Сократ говорил: «Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество».
Но само по себе познание — всего лишь инструмент. А главнее в его поучениях было стремление на основе Знания убедить людей в том, что главная цель жизни — добросовестное служение Божественной Справедливости, а главной заботой человека должно стать совершенствование собственной души. При этом он особенно подчеркивал, что убеждение намного эффективнее, чем принуждение и насилие, а смена поколений должна приводить к совершенствованию духовного развития человека и увеличению Добра и Блага. Это, конечно, очень схематичное изложение. Очень жалко, что я не смогу сейчас озвучить приведенные Ксенофонтом опровержения Сократом обвинений о пропаганде им насилия и по поводу натравливании им детей на отцов…
Теперь вопрос «почему?». Этот вопрос непростой и никак не затронут его биографами. Остается догадываться самому, что очень рискованно…
На мой взгляд, обрушившийся на Сократа «контрастный душ», о котором я уже упоминал, показал ему, что демократия может быть и благодатной, и чудовищной, если становится охлократией, управляемой корыстными дирижерами. С другой стороны, альтернативное демократии авторитарное правление может быть и правлением Перикла, и правлением Крития или тандема Фрасибул-Анит, и что главной проблемой даже самого добродетельного авторитаризма остается проблема преемственности.
Сократ, глубокий аналитик, всю жизнь посвятивший себя служению Божественной Мудрости, изобретатель диалектики, как можно предположить, понял, что демократия оказывается Благом только если народ имеет надежный иммунитет против недобросовестного манипулирования. При такой иммунизации даже авторитарное правление не всегда плохо, а проблема преемственности решается в интересах всеобщего Блага…
Сократ распространял это спасительное учение всю свою жизнь и делал это бесплатно. На мой взгляд, именно в этом и состоит духовный подвиг Сократа. Конечно, далеко не все люди в состоянии воспринять такие идеи. Но это и не требуется. Как показывают математические модели развития эпидемий, совершенно не обязательно иммунизировать 100% граждан. Если иммунизация превосходит некоторый порог, эпидемия уже не будет распространяться. Думается, что сейчас в России этот порог еще не достигнут, но после наших чтений мы, надеюсь, хотя бы немного ближе к нему подойдем…
Приходится удивляться человеческому бесстыдству, когда узнаешь, что обвинители Сократа утверждали, что он не чтит Богов. Сами бы они чтили их так, как Сократ! Нет возможности много внимания уделить этому аспекту, но, например, Эразм Роттердамский (1469–1536) ставит Сократа почти в один ряд с христианскими святыми мучениками; особенно близки ему идеи самопознания, самоусовершенствования и мудрой веры в высший смысл того, что суждено испытать человеку...
Есть объективные подтверждения, что Сократ обладал пророческим даром. Он, в частности, предсказал неудачу Сицилийского похода 416 года. Есть официальное подтверждение, что Сократ как-то рекомендовал компании, с которой он шел по улице, изменить маршрут. Те, кто не послушался совета демония, оказались «атакованы» взбесившимся стадом перепачканных грязью свиней, а Сократ и те, кто его послушались, благополучно избежали этой опасности. Есть еще много подтверждений данной способности Сократа. Можно приписывать этот бесспорный пророческий дар каким угодно причинам, но в стране, где постоянно функционировал Дельфийский оракул, упрекать в безбожии человека, который обладает такими способностями, более чем странно. Впрочем, еще Владимир Высоцкий сказал: «Но ясновидцев, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах».
Клевета о развращении Сократом молодежи имеет не больше оснований, чем обвинения в безбожии. Конечно, он никого не развращал. Однако, он превращал, если вспомнить Стругацких, «кадавров, неудовлетворенных желудочно» в знающих, мыслящих, добросовестных и высокоморальных граждан. Он мудро подходил к так называемому конфликту поколений, осуждая как слепое следование старым авторитетам, так и полное отрицание практики следования «отечественным установлениям».
Он учил молодежь по такой методике, что они ходили за ним буквально толпами. Им было очень интересно принимать участие в испытаниях, которым подвергал Сократ лиц, претендующих на особую мудрость как среди философов, так и, себе на беду, среди государственных деятелей. Его выдающиеся ученики: Платон, Ксенофонт, Евклид. Более того, великий Аристотель, учитель Александра Македонского, был учеником Платона, то есть и учеником Сократа…
Приходится удивляться, сколь многим одарили человечество ученики Сократа. Многие исследователи, по свидетельству Поля Стретерна, [Поль Стретерн (Paul Strathern) — широко известный английский писатель, автор, в частности, более 20 книг, под однотипными названиями: «Сократ за 90 минут», «Хэмингуэй за 90 минут», «Ницше за 90 минут», «Маркс за 90 минут» и т. п.], вплоть до наших дней, считают философию не более чем примечаниями к сочинениям Платона. Евклид, не тот, который написал «Начала», а Евклид из Мегары, одним из первых осознал опасность суждений по аналогии. До сих пор в учебниках логики размещается этот тезис, а 2400 лет назад это было важным открытием.
Впрочем, наибольшая часть ошибок и до сих пор делается учеными именно в нарушение этого положения. Дело в том, что «суждение по аналогии» есть общеупотребительный, если не единственный, научный инструментарий. По существу, именно это, строго говоря, происходит при использовании любой модели для описания процесса. Математическое описание объекта, например, — это не более чем вера в аналогию решений соответствующих уравнений и реальных реакций объекта на возмущения. Поэтому так важно быть осторожным при использовании даже самых сложных и «очевидных» математических, гидравлических, логических и любых других моделей.
Ученик Сократа, Ксенофонт, является автором термина «экономика», а ученик ученика, Аристотель, первым заметил, что, помимо экономики, существует специальная и очень вредная наука о том, как делать деньги ради самих денег. Он назвал эту деятельность «хрематистикой». Сократ в одиночку воспитал не менее трех, образно говоря, Нобелевских лауреатов!..
Очень скоро и самих обвинителей Сократа лично постигло возмездие. Дело было две с половиной тысячи лет тому назад, и не все авторы, писавшие в те времена, сообщают одно и то же. Но все сходятся на том, что народ очень быстро реабилитировал Сократа, поставил ему памятник и подверг презрению тех, кто осудил его на смерть. Пишут о том, что их все презирали, даже не давали им огня, и отказывались мыться в одной воде в банях. Кое-кто даже пишет, что их убили, а про Анита пишут, что он был изгнан из города и поселился в городе Гераклион, но и оттуда его изгнали. Разумеется, нужно простить нашим предкам расхождения. Даже сегодня мы можем встретить в интернете много трактовок одного и того же события. А в те времена информация распространялась медленнее и подвергалась еще труднее выявляемым субъективным искажениям. Впрочем, эти события могли происходить и поочередно: сначала презирали и не мылись вместе, потом прогнали, а потом убили…
Уважаемые участники сократовских чтений!
Думаю, я сумел вас убедить, что проведение сократовских чтений именно в студенческой среде — дело актуальное, благое и очень важное. Юноша, который осознал величие Сократа, наверняка принесет большую пользу своему народу, своей стране. Нужно всегда помнить о духовном подвиге Сократа, а последние его слова сегодня просто нельзя не повторить.
Когда уже явно приближалась смерть, друзья спросили Сократа: «Как тебя похоронить?» «Плохо же вы слушали мои наставления, — ответил он. — Хоронить вы будете не меня, а мое бренное тело». Нельзя не преклониться перед такой преданностью своим идеям, убежденностью в своей правоте и перед такой кристальной ясностью мысли в последние секунды жизни. Конечно, Сократ — это не просто философ. Это истинный мудрец, и он учит людей до сих пор. Человек умирает не тогда, когда перестает биться его сердце, а когда перестают жить его идеи, его последователи. Поэтому можно считать, что Сократ живет уже две с половиной тысячи лет. Поэтому я и назвал свой доклад «Сократ — всегда Сократ».
1. Суд над Сократом: Сборник исторических свидетельств (Платон, Ксенофонт, Диоген Лаэрций, Либаний, Плутарх). Сост. предисл., послесл. А. В. Кургатников. — СПб.: Алетейя, 2000. — 272с. — (Античная библиотека). — Об авт.:с.256-260. — Осн.лит.: с.261-262. — ISBN 5-89329-015-1.
2. Поль Стретерн «Сократ за 90 минут». Перевод Н. Вышинского — Paul Strathern. Socrates in 90 minutes. Chicago: Ivan R.Dee, 1997 — М.: Астрель; АСТ, 2005.
3. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь; Большая Советская Энциклопедия; Википедия.
Материалы по теме
Вера или власть?
Почему в наши дни религия вытесняет светскую идеологию.
Все идет по плану
Принтер совсем не бешеный, а Москва обязательно станет глобальной гей-столицей.
Обрусение Жерара
На вступление Жерара Депардье в должность гражданина Российской Федерации.
Конец света заказывали?
Отсрочка конца света как шанс исправиться.
Юрий Набутовский: пингвинов опер даже трогать не стал
Юрий Набутовский — один из трех человек, подвергшихся 11 декабря обыскам,— рассказал Openspace о том, как он стал подозреваемым по «Болотной» наряду с Развозжаевым и ездил ли он на семинары для оппозиции.
Политические спектакли
Openspace отобрал пять остроактуальных спектаклей, идущих в этом сезоне в театрах Москвы.
Страны, в которых давно не было революций
Места, где не принято насильственно менять власть.
Что вы хотели знать о Кавказе, но стеснялись спросить
Родной истории на Северном Кавказе придается огромное значение. В то же время узнать достоверные факты о ней могут только люди, обладающие упрямством ученого. Этот парадокс в своей лекции объясняет Владимир Бобровников.
Неэпическая сила
Политическое шутовство как признак переходного периода.
Лужков всегда Лужков
Бывший мэр прошелся по бывшим министрам.
За что Депардье может подать на Россию в суд?
Геополитические последствия демарша главы «Ив Роше Восток».