Собираясь вести эту колонку, я предполагал, что она будет очень злой. То есть рассказываться тут будет в основном о вещах, вызывающих авторское раздражение, а то и ненависть.
Тут есть резон: мы слишком отвыкли говорить то, что действительно думаем. Дело не только в пресловутом внутреннем редакторе, но и в определенной — кажется, неискоренимой — оглядке на мнение большинства. Не может же быть явной чушью то, к чему прислушиваются миллионы, не может же быть законченной дрянью то, что нравится чуть не всей стране? На самом деле может, разумеется, и скорее всего так оно и есть, но человек ведь животное общественное, вовсе не зависеть от контекста он не может. И мне захотелось было написать несколько текстов без этой оглядки, потому что нельзя же постоянно соглашаться с невыносимым — этак можно незаметно перестать существовать, раствориться в чужих критериях, признать землю плоской, а себя врагом Отечества... но оказалось, что вот уже второй раз повод для разговора есть, а злобы нет. Более того, в этот раз и повод скорее радостный, поскольку главный редактор журнала «Сеанс», один из самых талантливых и влиятельных российских кинокритиков едет в Венецию представлять там мировую премьеру собственного фильма. Любовь Аркус закончила четырехлетнюю работу над документальной дилогией «Аут» и покажет в сентябре первую часть — «Антон тут рядом».
Антон Харитонов — автор сочинения «Люди», широко гулявшего одно время по интернету. Это довольно-таки безумный, но трогательный текст, написанный двенадцатилетним тогда мальчиком-аутистом. С тех пор этот мальчик перестал не только писать, но и разговаривать. Аркус его нашла и вместе со своим оператором Алишером Хамидходжаевым стала снимать. Сначала – в лагере для детей-аутистов на берегу Онеги, потом — в Петербурге, в его купчинской квартире, где он жил вместе с матерью. Потом выяснилось, что у его матери рак крови, и никакое лечение не помогает, а у отца Антона своя семья, и девать двадцатилетнего вечного ребенка, в общем, некуда. Как говорит сама Аркус в закадровом тексте, думала, что у меня фильм, а оказалось, что у меня мальчик. Она устраивала его в интернаты для душевнобольных — но выяснялось, что ад для аутиста именно так и выглядит: Антону там предстояло либо превратиться в овощ, либо погибнуть. Потом была деревня «Светлана» — там аутисты, умственно отсталые и душевнобольные живут вместе с волонтерами, как это сплошь и рядом делается на Западе.
То, что там случилось с Антоном, в фильм вошло не полностью — автор имеет право недоговаривать, но вышло, в общем, вот что. Антон очень нуждается в доверии, в непосредственном и доброжелательном отношении, в живом контакте — без этого он не может ни общаться, ни развиваться. И вот в «Светлане» у него наметился огромный прогресс: он стал читать, писать, работать, дружелюбно общаться с прочими (не скажу — пациентами, пусть будет «обитателями»); все потому, что у него появился друг, Давид, из числа волонтеров. Он проводил с ним большую часть времени, всему учил, служил своего рода связным между Антоном и внешним миром. А потом уехал.
Антона из «Светланы» пришлось забирать, поскольку персонально за ним следить стало некому, а без такого общения и ухода он, даже полностью умея обслужить себя, нигде не уживается. И Аркус его забрала. Последний год своей жизни мать Антона прожила у Аркус, поскольку не могла уже позаботиться о себе сама. После ее смерти Антона попытались устроить в больницу имени Кащенко. Там ему стало совсем плохо, и его пришлось, по сути, выкрадывать — эта трагифарсовая операция подробно освещена в фильме. Наконец Аркус и продюсерам картины удалось уговорить отца Антона взять его к себе: им купили дом в Ленинградской области, и теперь Антон с отцом и его женой живут там. Почти, в общем, идиллически. Правда, писать Антон перестал, все больше рисует, и то неохотно. Как признается сама Аркус — автор, режиссер и вторая главная героиня фильма, — в нем стало больше покоя и меньше света, и это не самый счастливый, но и не самый плохой финал.
Я не оговорился, назвав Любовь Аркус второй главной героиней этого фильма, посвященного памяти ее отца. Это еще и автобиография человека, чьей успешности, энергии, витальности поражались многие. Аркус рассказывает весьма страшную хронику собственного перерождения: в первых же кадрах фильма она признается: «Это уже не я». Ей пришлось стать другой — принимающей решения, добывающей средства, отвечающей за две чужие жизни, одинаково искалеченные. Это не ее выбор — как признается она в том же закадровом тексте, каждый следующий шаг отсекал ей очередной путь к отступлению, и скоро отступать оказалось некуда. Это фильм о логике, неумолимо превращающей профессионала, эстета, представителя культурной элиты в измученного и агрессивного ходатая по чужим делам, завсегдатая очередей и кабинетов, оппонента неумолимых врачей и сестер, в противника и обреченного разоблачителя тотально бесчеловечной системы, в которой и здоровым-то еле выживается, а уж больной выбраковывается мгновенно. Мы все это знаем и все с этим знанием живем, но отгораживаемся от него мыслью о том, что надо же заботиться о собственном предназначении, что всем не поможешь, что если всех жалеть, то вообще надо застрелиться и т. д. Как в лучшем, кажется, и самом кошмарном эпизоде муратовского «Астенического синдрома»: «Об этом не хотят помнить, об этом не любят говорить, это не должно иметь отношения к разговорам о добре и зле».
Ну вот, Аркус все это прожила (не отрываясь от основных обязанностей) и об всем рассказала. Я не буду оценивать эту картину с профессиональной точки зрения, хотя сильно подозреваю, что вся так называемая петербургская школа, в диапазоне от Балабанова до Дебижева, не поднималась до таких эпизодов, как последний день рождения матери Антона или его последний обед в «Светлане»; это не документалистика, конечно, и не проповедь, поскольку Аркус вовсе не считает свой фильм и свою работу духовным подвигом. Она скорее склонна считать эти четыре года своей катастрофой, доказывающей несостоятельность всех наших представлений о собственных критериях и возможностях.
Думаю, эту картину не стоит называть выдающейся — это слово и недостаточно, и мимо темы; я назвал бы ее очень умной и предельно честной — сегодня это редко сочетается. Ум наш в последнее время служит нам главным образом для того, чтобы придумать софизм, заслоняющий истину; служит, чтобы отгородиться от действительности, а не выразить или понять ее. Аркус — недаром литературный секретарь Шкловского в самой ранней юности — перестала играть в эту игру и нарушила конвенцию. В общем, посмотрите этот фильм при первой возможности — он не натуралистичный, не страшный (в буквальном, физиологическом смысле), а увлекательный, как всякое саморазоблачение, и временами смешной, хоть это и самый черный юмор. Но мозги он прочищает хорошо — и главное в нем, пожалуй, вот что.
Там есть такая фраза – обратите на нее внимание, когда будете смотреть, потому что она сказана в первой трети фильма и как-то теряется на фоне дальнейшего. Антон, говорит Аркус, согласен только на любовь, на меньшем он не помирится. Можно пройти мимо – он это поймет; но откупиться от него суррогатами не получится. Или все, или ничего. Или жить его жизнью (не факт, что это вообще получится) — или отойти, но никаких самоутешений «я сделал, что мог» у вас тут не будет. Тут надо делать то, что нужно ему, а не то, что можете ради самоуспокоения вы.
Пришло время радикализма — не в политическом (или не только в политическом) смысле, а в отношении к себе и своему делу. Царствие небесное силою берется, как мы знаем (кто-то из первоисточника, а кто-то из Фланнери О’Коннор). До этого была, осмелюсь предложить название, эпоха Большого Откупа – когда от истории либо совести можно было откупиться. Сходил на митинг, подписал письмо, перечислил средства больному ребенку в соответствующий фонд, под известное имя — и ты в порядке.
Но этого больше не будет, это не хиляет. Известный благотворитель — не гарантия того, что деньги заработают: у него своя жизнь и свои дела, и кто его осудит, даже если в этой жизни он совершит что-то не очень приличное? Митинг – не способ изменить власть: это способ улучшить самочувствие. Открытое письмо спасает не чужую жизнь, а вашу репутацию. Ребенка-аутиста не спасет от одиночества ваше разовое посещение. Страну не спасет ваше здравое понимание очевидных вещей. Страна сегодня — ребенок-аутист, попавший в абсолютно бессовестные руки. Ее нынешние опекуны требуют переписать на них квартиру. После этого они квартиру присвоят, а население пропадет без вести, так в истории уже бывало, прецеденты известны.
Логика прихода в оппозицию ведь точно такова же, как и логика Аркус (которая тоже наслушалась шипения вслед — мы ведь не прощаем, когда кто-то вынужден жить, а мы комфортно имитируем этот процесс). Сначала ты ходишь на митинг, защищая достаточно очевидные вещи. Потом кого-то на этом митинге винтят, и ты начинаешь их защищать. Потом кого-то сажают или бьют, и ты вступаешься. И каждый шаг отрезает еще один путь к отступлению. А сзади улюлюкают, что ты продался и пиаришься, причем делают это люди, на которых негде поставить клейма. Но вариантов нет — сегодня исчезла ниша пассивно откупающихся. Вчера была, а сегодня исчезла.
И это главное изменение атмосферы зафиксировал фильм Любови Аркус. Он никого не зовет к жертве — напротив, еще и предостерегает от нее. Он просто дает понять, что никакого другого варианта сегодня не будет: либо ты чего-то добьешься — ценой времени, спокойствия, а то и всей жизни, — либо... либо ничего особенного, брат. Но относиться к себе как к человеку уже не получится.
К идеологам фундаментализма или имитаторам таковых убеждений, равно как и к сознательным гедонистам типа «была бы моя милая здорова», все сказанное никакого отношения не имеет: вам, ребята, ничто не угрожает — все уже произошло.
Материалы по теме
Читатель о флаге США и радикалах
Без провокации не обойдешься
Почему оппозиционер должен быть провокатором.
Ярлык на служение
Борьба с исламским радикализмом перевернула вертикаль власти.
«Он называл это ваххабитским холдингом»
Openspace поговорил с бывшим научным руководителем убитого имама Валиуллы Якупова Рафиком Мухаметшиным. Ректор Российского исламского университета не согласен со следствием, рассматривающим финансовые дела Духовного управления мусульман Татарстана как основную версию казанских событий.
Бремя русского человека
«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.
Спасибо, что живые
«Возвращение героя» и «Неудержимый»: Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне снова в строю.
Французские советы российскому кино
Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.
«Молитесь так»
К 150-летию Константина Станиславского.
Судьба зубодера
«Джанго освобожденный» – фильм, в котором постмодернист Квентин Тарантино стал правозащитником.
Ужель та самая
Ответ Дмитрию Быкову про «Анну Каренину» – и не только ему, и не только про нее.
В жанре кала
О британском фильме «Анна Каренина», показывающем, до какой степени Россия и русские всем надоели.