В последние дни только и разговоров, что про закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который в теории должен оградить детей от информации о насилии, сексе и табакокурении, а на деле напоминает правила цензуры. Кто-то возмущается, что слово «голубой» убрали из телеэфира, а кого-то волнуют возможные ограничения на советские мультфильмы. В одной из телепрограмм упомянули, что «Ну, погоди!» по новому законодательству попадает в категорию «18+», и пошло-поехало.
Телевизионщики и чиновники спорят, что делать: показывать мультфильм после 23.00? Вырезать кадры с курящим волком? Заретушировать сигареты? Или все же умаслить законодателей и получить разрешение на показ советских мультфильмов в нормальное время в исходном виде? Информагентства публикуют мнения экспертов: руководитель Роспотребнадзора между делом говорит, что лучше запретить импортные мультфильмы, а главный психиатр России обвиняет триллеры и боевики в детских суицидах. (Интересно, не думает ли Анна Портнова, что народные сказки, а заодно и Библию стоит запретить, так как они тоже внушают, что смерть — это не навсегда?) Ну а мультипликатор Гарри Бардин тоскливо разводит руками: «Я-то надеялся пожить в XXI веке, — говорит он. — А меня отбрасывают куда-то в XV».
Дискуссия продолжается, а с 1 сентября в ТВ-программах уже появились возрастные маркировки. «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Рокки» потянули на «16+», американские романтические комедии — на «18+». Посетители форумов замечают и купюры: вроде бы из фильма «Гардемарины, вперед!» выкинули эпизод с ругательством. Телеканалы подтверждают, что купировать точно что-то будут: как минимум зарубежные сериалы и передачи.
Впрочем, все это информационный шум. Вряд ли детям запретят «Ну, погоди!» или «Крокодила Гену» (пусть даже там курит положительный персонаж). И советскую «эротику» тоже, наверное, позволят смотреть. Так что разговоры скоро стихнут. А вот закон останется.
Как же мы дошли до жизни такой?
Комментаторы в интернете, возмущаясь возможным запретом советской классики, винят во всем законодателей или телевизионщиков. И неизменно добавляют: «Лучше бы запретили…» Дальше произвольный набор названий. И складывается впечатление, что с самим принципом-то все согласны. Вопросы к деталям.
Этот закон действительно вышел из недр народных, из тех настроений, которые кипели-бурлили последние несколько лет. Чуть ли не каждую неделю в прессе появляется какая-нибудь статья о вредных для детей мультфильмах — начиная с диснеевской классики и заканчивая «Шреком», «Южным парком», «Мадагаскаром», «Симпсонами» и «Губкой Бобом», которые чаще других попадают под обстрел. Там и насилие, и грубая лексика, которая прилипает к детям, и слишком быстрый монтаж, и слишком яркие цвета, и все это слишком-слишком-слишком не нравится современным родителям. «Запретить, запретить, запретить!» — слышится из всех уголков интернет-пространства, и с каждым днем все слабее голос разума: может, стоит просто заниматься своими детьми, а не пенять на мультфильмы?
Еще пару лет назад детские психологи рекомендовали: смотрите с детьми мультфильмы, ведь даже самые безобидные могут вызвать тревогу и страх, а другие, «с вредными привычками» — научить в итоге хорошему… Сегодня же психологическое сообщество присоединилось к коллективному «запретить» — и полемика сводится к тому, что именно и до какого возраста.
Мы не уникальны. Например, в США популярный детский сериал «Губка Боб» вызывал бурю недовольства: его обвиняли в склонении детей к гомосексуализму, в пособничестве детскому ожирению, в разжижении детских мозгов, и, наконец, в неправильном отношении к глобальному потеплению. Разница лишь в том, что американские власти цензуры так и не ввели. Ведь в крайне пуританской Америке получить рейтинг NС-17 (от 17 лет) непросто. Если не считать ХХХ-фильмы, более чем за 40 лет Motion Picture Association of America's Classification and Rating Administration присудила NC-17 примерно 200 фильмам. И добрая треть после минимальных купюр или по здравом размышлении перешла в категорию R (до 17 только в сопровождении родителей). Рейтинг NC-17 имеют «Полуночный ковбой», «Бал монстров», «Арабские ночи». «Криминальное чтиво» (за сексуальные сцены и наркотики), «Крестный отец III» (за жестокость) после легкой редактуры сменили NC-17 на R. И хотя американские актеры давно уже перестали курить в кадре, «Доктор Хаус», глотающий викодин и не брезгующий другими наркотиками, помечен как PG-13 (то есть до 13 лет нужно смотреть с родителями).
Понятно, что России остальной мир не указ, но ведь и собственные законы — тоже. Не только родители, но и сами дети сегодня (лет этак с 10) способны купить/скачать все, что заблагорассудится, тем более что теперь программа предусмотрительно отмечает для интересующихся «взрослые» фильмы. А вот создателям и прокатчикам закон указывать будет. Если, положим, он ставит под запрет (в категорию «18+») информацию, «оправдывающую неправовое поведение», так кто ж станет снимать (закупать) фильмы про робингудов, суперменов и прочих деточкиных для семейной аудитории? И если по новому закону детям до 18 лет разрешается видеть только поцелуи в щечку, то не появится и подросткового кино о половых отношениях (пусть узнают все на улице). Ведь если советским мультфильмам сулят «18+», то сколько могут дать современному режиссеру за неблагонадежность?
Да и мало ли других тем? Мультики о русских святых (несколько подобных проектов уже запущены), рассказы о зайчиках-белочках, русские народные сказки, истории о борьбе хорошего с лучшим. Тишь да гладь. Как тут не вспомнить реплику Александра Татарского про «старые добрые»: «Те фильмы, которые считаются добренькими, на самом деле чудовищное сюсюканье. Зайчик пукнул, мышка его пожалела, потом пришел мудрый ежик, и они голосами хора Попова спели песню с неразборчивым текстом. На всякий случай пропели мораль: вдруг кто подумает, что фильм о другом, и нас не ждет светлое будущее? Такие мультфильмы доброте не учили. В начале 90-х поколение детей, на них воспитанное, без проблем пополнило бандитские ряды».
Материалы по теме
Вы информационный наркоман?
Узнайте, надолго ли в Вас задерживаются новости.
Наезд на мат с последствиями
Почему словосочетание «депутат Государственной Думы» скоро окончательно станет ругательством.
Илья Дронов: патриарха вводить в ЖЖ бесполезно
Руководитель LiveJournal Russia Илья Дронов рассказал Openspace, станет ли ЖЖ православным и опасаются ли в компании цензуры со стороны властей
Минкульт против «Клипа»
Министерство культуры отказалось выдавать прокатное удостоверение фильму-победителю Роттердамского фестиваля.
Пошалил – и хватит
Продолжающаяся ревизия президентского наследия Дмитрия Медведева очень похожа на уборку родителями квартиры, в которой от души повеселились оставленные без присмотра детишки.
Ждите запрета
Где еще недозакрутили депутаты.
Меньшинства распоясались
В каком виде протестуют жители Сан-Франциско.
«Это такой маленький сюжет — борьба за свободу»
Что думают недавние ученики Ильи Колмановского о своем учителе, своем директоре и своей школе.
«Сам нах не бухает, а нам запрещает»
Корреспондент Openspace отправился в Ульяновск нарушать закон. И немедленно выпил.
Где это было?
Попробуйте догадаться, где произошли столь выдающиеся события.
Все идет по плану
Принтер совсем не бешеный, а Москва обязательно станет глобальной гей-столицей.