У любителей поговорить о «русских в Голливуде» появился очередной повод: 18 октября на российские экраны выходит анимационный блокбастер нашего бывшего соотечественника Геннадия Тартаковского — «Монстры на каникулах». Правда, стоит уточнить, что семья режиссера уехала в США от советского антисемитизма в 1977 году, когда ему было всего семь лет.
Окончив школу, Тартаковский поступил в California Institute of the Arts — тот самый, который окончили Джон Лассетер и Тим Бертон. Во время учебы он снял короткометражку про мальчика-гения и его вздорную сестрицу. Спустя несколько лет ей заинтересовалось руководство нового анимационного канала Cartoon Network, и Тартаковскому предложили сделать сериал — «Лаборатория Декстера» вышла в эфир в 1996 году. За ней последовали «Самурай Джек», «Крутые девчонки», «Титан Сим-бионик» и, наконец, «Войны клонов», над которыми Тартаковский работал вместе с Джорджем Лукасом. Общий объем пяти сериалов — 400 эпизодов. У Тартаковского три премии «Эмми» (12 номинаций), премия имени Винзора Маккея и еще несколько призов престижных анимационных фестивалей.
И вот теперь — «Монстры на каникулах», полнометражный фильм с производственным бюджетом $82 млн, который вышел в США 28 сентября и возглавил бокс-офис недели, собрав на первых выходных $42 млн. Он почти наверняка станет самым успешным мультфильмом кинокомпании Sony.
Про веселых и вроде бы незамысловатых «Монстров на каникулах» уже говорят, что они переворачивают представления о компьютерной анимации: Тартаковский отказался от подчеркнутой реалистичности компьютерной 3D-графики, которая застряла в своем правдоподобии и уже начала нагонять скуку. Его анимация родом из двухмерного рисованного кино: трехмерные модели «Монстров на каникулах» периодически меняются в размерах, теряют и обретают части тел, изгибаются под немыслимыми углами, одним словом, ведут себя вызывающе нереалистично.
Российские продюсеры, критики, зрители постоянно жалуются на нехватку талантов в анимации. Мол, где наши Диснеи, Лассетеры и Бертоны? Может, все уехали за границу? «Утечка таланта» — действительно огромная проблема, особенно хорошо заметная на примере анимации. Обозначилась она еще в начале ХХ века, когда во Францию уехал родоначальник российской мультипликации Владислав Старевич. Начав с него, этот список можно долго продолжать, закончив Петром Сапегиным (уехал в Норвегию и основал норвежскую анимацию), Игорем Ковалевым (уехал в США, стал одним из ведущих режиссеров на сериалах канала Nickelodeon и большой звездой фестивальной анимации), Алексеем Алексеевым (уехал в Венгрию и делает там неимоверно популярные мини-сериалы).
Что стало бы с тем же Тартаковским, если бы его семья не эмигрировала? Для начала у него не было бы блестящего анимационного образования калифорнийского образца (нельзя же считать, что его дают во ВГИКе). В 1990-х вместо предложения от Cartoon Network он получил бы возможность выбора: делать авторские короткометражки за государственный счет или идти в рекламу. В нулевых, чтобы поработать на сериале, ему бы пришлось переехать из Москвы в Санкт-Петербург: единственные наши полноценные сериалы — «Смешарики» и «Лунтик» — делались там. Но имени его никто не знал бы и сегодня: имена режиссеров этих сериалов не знают даже кинокритики. Зарекомендовав себя тем или иным образом, возможно, он стал бы режиссером полного метра с бюджетом в полтора-два миллиона долларов. И вряд ли смог бы сделать на нем какие-то открытия: наша коммерческая мультипликация состоит из всецело продюсерских проектов, так что режиссеры на этих фильмах взаимозаменяемы и своего голоса обычно не имеют.
Кроме того, Тартаковский не смог бы проявить свою недюжинную работоспособность: в США он сделал в сумме около 88 часов сериальной анимации — примерно столько же, сколько было сделано во всей России постсоветского периода.
У сегодняшнего молодого аниматора возможностей реализоваться не намного больше, чем было у его старшего коллеги в начале 1990-х. Ни одно учебное заведение в России не научит его делать зрительское кино или хотя бы обращаться с новыми технологиями. А после окончания вуза молодой режиссер сталкивается с той же проблемой: либо заказное, либо фестивальное за государственный счет. Второе означает нищету (зарплаты режиссеров на короткометражках недалеко ушли от прожиточного минимума), безвестность, в лучшем случае — маленькие фестивальные призы (наши мультфильмы теперь редко получают большие награды за рубежом) и некоторую творческую свободу. Впрочем, весьма ограниченную, учитывая общую ситуацию в стране и минкультовские пожелания по поводу приоритетных тем. Если же пойти в сериальное производство, то можно зарабатывать в месяц тысячи три долларов и заниматься самореализацией по строгим правилам.
Сегодня основные проблемы нашей анимации связаны с бизнес-составляющей, а не с творчеством. Когда сформируется индустрия, то и таланты проявятся — как это происходит в США и других странах, переживающих сейчас анимационный бум. Пока же лучшим выходом для молодых амбициозных людей остаются международные аэропорты, и все больше будущих аниматоров уезжают в другие страны еще до поступления в вузы. Стоит открыть каталог любого студенческого мультфестиваля, чтобы в этом убедиться: десятки студентов из Англии, Германии, Франции имеют русские фамилии. И, кстати, большинство из них снимает действительно хорошие фильмы, давая все новые поводы для разговоров об «утечке талантов» и «русских в Голливуде».
Материалы по теме
Богатыри из страны дураков
27 декабря на экраны выходят мультфильм «Три богатыря на дальних берегах», чей успех неизбежен.
Швейк, ты не брав
15 ноября бравый солдат Швейк возвращается как герой нового российского мультфильма.
«Сейчас в Сирии коррупция — это меньшее зло»
Русские жены сирийцев – о том, как им сейчас живется.
Меньшинства распоясались
В каком виде протестуют жители Сан-Франциско.
Где это было?
Попробуйте догадаться, где произошли столь выдающиеся события.
Аутинг — оружие гея
Чего добиваются открытые геи, разоблачая скрытых.
Как из 50% сделать 76%
Откуда взялись 3/4 россиян, поддерживающих запрет на усыновление наших детей американцами.
Вы информационный наркоман?
Узнайте, надолго ли в Вас задерживаются новости.
Что происходит в Сирии
Главная война наших дней со всех сторон.
Они сошлись — говно и Дума
Наши власти и другие напасти в рейтинге гадостей от читателей Openspace.
В поисках утраченного смысла
Самые выдающиеся ляпы Медведева в интервью CNN.