Судья Марина Сырова рискует войти в историю фразой «Снят вопрос!», которую всего за три дня слушаний по делу Pussy Riot она успела произнести не меньше 50 раз. Отвод Сыровой заявляли уже и адвокаты потерпевших, и адвокаты обвиняемых. Кажется, это единственное, в чем они соглашались друг с другом. Оба раза Сырова, посовещавшись сама с собой, ходатайство отклоняла.
Пытаясь понять, чего еще можно ждать от Сыровой на процессе, я изучила 178 приговоров, которые она вынесла за три года работы судьей (их можно найти в базе данных Хамовнического суда), и сравнила их с общероссийской практикой (спасибо порталу Rospravosudie.com).
Основные выводы, которые можно сделать, исследовав плодотворную работу судьи Сыровой, таковы: с 90-процентной вероятностью участниц Pussy Riot признают виновными в хулиганстве. Но есть небольшая вероятность, что Сырова откажется рассматривать обвинение в разжигании религиозной розни (пока статьи 282-й в деле нет, но ходят упорные слухи о том, что обвинение готовится ее добавить, возбудив еще одно уголовное дело), – в 10% случаев Сырова игнорировала предложения прокуратуры о «сопутствующих» статьях.
И есть не измеряемая процентами, но подтвержденная фактами вероятность, что срок будет меньше, чем семь лет. Сырова оказалась не такой кровожадной, хотя и временами суровой.
Суровая Сырова
Вывод об обвинительном приговоре следует из чистой статистики решений Сыровой: 92% обвиняемых она признает виновными. Чуть больше 6% дел возвращает в прокуратуру на доработку, чуть больше, чем в 2% случаев, прекращает дела за отсутствием состава преступления. Из 178 приговоров у Марины Сыровой всего один оправдательный – да и тот по делу о ДТП, ст. 264 (причинение тяжких телесных повреждений по неосторожности автомобилистом). У Сыровой 0,6% оправдательных приговоров; по Москве этот показатель составляет 0,7% (хотя столичные судейские власти изо всех сил пытаются как-то заретушировать эту цифру). Это значит, что она на 14% суровее среднестатистического московского судьи.
У Pussy Riot есть надежда отделаться штрафом: вынося обвинительные приговоры, Сырова приговаривает к ним в 16% случаев. Но надежда эта не так уж велика: среднестатистический российский судья по уголовным делам приговаривает к штрафам в 20% случаев.
Громкие дела Сыровой раньше почти не доставались. Лишь однажды ей довелось косвенно поучаствовать в деле ЮКОСа. В феврале 2011 года она заочно осудила Павла Забелина, бывшего гендиректора Московского дворца молодежи, на 8 лет лишения свободы. В 2003-2005 годах, по словам Забелина, следствие принуждало его свидетельствовать против Алексея Пичугина и Леонида Невзлина. Забелин отказался и уехал в Германию. Вскоре против него было заведено уголовное дело. Российские власти долго пытались добиться его экстрадиции, обвинив в мошенничестве с акциями МДМ. В 2009 году дело было передано в суд. Дело Забелина Сырова проводила в точном соответствии с правилами хорошего тона, принятыми в Хамовническом суде: отказываясь удовлетворять ходатайства защиты о запросе платежных документов и допросе всех свидетелей защиты. Но, возможно, полностью надежды партии и правительства она не оправдала: позже Забелину предъявляли новые обвинения и выносили более строгие приговоры в том же Хамовническом суде, но уже другие судьи.
Стоит отметить, что 8 лет по забелинскому приговору – самая большая мера наказания, которую Сырова применяла (оговорюсь: в базе данных Хамовнического суда указаны сроки наказания не по всем делам). Самый близкий по суровости к забелинскому приговор – 6 лет, члену преступной группировки за разбой (162 статья УК, максимальный срок наказания по этой статье – 10 лет).
Добрая Сырова
После изучения всех этих приговоров у меня сложилось ощущение, что довольно часто Сырова, как и просит следствие, признает людей виновными, но при этом не зверствует. Удивительно, но в 10% случаев она даже смягчает требования прокуроров. В основном за счет отмены так называемых мотивировочных статей. Например, статьи 30-й «Приготовление к преступлению и покушение на преступление», которую прокуратура часто пытается дополнительно навесить на обвиняемых. В случае с Pussy Riot мотивировочной статьей может быть как 30-я (если будет доказано, что девушки тщательно планировали свои акции в храме Христа Спасителя и в Елоховской церкви), так и 282-я (разжигание религиозной вражды). Например, если удастся доказать, что ролик «Богородица, Путина прогони» снимали сами девушки, а затем вывешивали его на YouTube с целью унижения чувств верующих или пропаганды «экстремизма». Так вот, в случае, если Pussy Riot добавят статьи, есть 10-процентная вероятность, что Сырова их снимет. Впрочем, нельзя не заметить, что в 90% случаев она с доводами прокуратуры соглашается.
Дело, похожее на историю с Pussy Riot, в практике Сыровой мне удалось обнаружить только одно. В 1998 году художник Авдей Тер-Оганьян провел акцию «Юный безбожник». Купил в Софрино репродукции икон, развесил в «Манеже» и разрубил топором на глазах у зрителей. Против Тер-Оганьяна было возбуждено уголовное дело по статье 282, его обвинили в разжигании религиозной вражды. Патриарх (тогда еще Алексий II) крови Тер-Оганьяна не требовал, но заявил, что «такие действия являются возмутительными актами вандализма и их надо решительно пресекать». Дело против Тер-Оганьяна прокуратура собирала несколько месяцев, и в суд оно попало лишь в марте 1999-го. Художнику грозило наказание в диапазоне от штрафа в 800 МРОТ до 4 лет лишения свободы. Тер-Оганьян решил не испытывать судьбу и судью и эмигрировал в Чехию, где получил политическое убежище. Он стал первым художником-политэмигрантом в истории постсоветской России.
К Сыровой дело Тер-Оганьяна попало много лет спустя – в марте 2010 года. И она его тихо закрыла. Мотивировочная часть решения суда не опубликована, но, вероятно, дело было прекращено из-за истечения срока давности.
Сырова и хулиганы
До сих пор Сыровой только дважды приходилось разбираться в делах, заведенных по 213-й статье (хулиганство), по которой судят участниц Pussy Riot. Первое дело попало ей на стол в марте 2011 года. Оно было закрыто по примирению сторон. По второму делу Сырова посадила обвиняемого на 6 месяцев. Некий Уктам Хамраев, напившись и оказавшись в неуточненном общественном месте, нанес прохожему сначала «от двух до трех ударов металлической банкой в область лица», потом «от трех до пяти ударов правой ногой в область лица».
Чаще всего у Сыровой встречаются дела по статьям 158 (кража) и 159 (мошенничество) – их 62. По обеим очень часто сажают предпринимателей. Но у Сыровой одни мелкие воришки, лишавшие граждан мобильных и сумочек. Такие типичные «палочные» преступления.
Есть у Сыровой целых 9 обвинительных приговоров по 318-й статье – «Применение насилия в отношении представителей власти». Самое свежее дело – мая 2012 года – я открыла, думая, что речь пойдет о задержанных во время митингов на Болотной. Но все оказалось гораздо прозаичнее: братья Кирилл и Артем Лапины пришли смотреть футбольный матч в «Лужники» и повздорили с полицейским Тихомировым. Кирилл ударил его правой рукой, «причинив ему телесное повреждение в виде ушибленной раны на слизистой оболочке верхней губы слева». Потом повалил на землю, оторвав «погон на левом плече, а также шеврон на левом рукаве». Подбежавшего на помощь коллеге второго полицейского Артем Лапин «схватил рукой в области шеи и оттащил в сторону, удерживая в таком положении некоторое время». Братья были признаны виновными и приговорены к штрафам по 20 тыс. рублей.
***
Очевидно, что Сырова на протяжении всей своей карьеры старалась держаться (или ее держали) подальше от политики. Очевидно, что она ничем особенным не отличается от обычного московского судьи, который штампует дела, поставляемые обвинением. Кажется, она не изверг – лишнего добавлять не будет, если не потребуется. Но и против власти, конечно же, не пойдет. К тому же дело Pussy Riot может стать ее звездным часом, шансом проявить подлинную лояльность власти и, возможно, подняться на ступеньку выше в судебной иерархии, перейдя от карманников и нарушителей правил дорожного движения к по-настоящему доходным делам.
Материалы по теме
0,7 литров алкоголя убивает нобелевского лауреата
Что нужно есть, чтобы поумнеть.
Партия самой правильной ориентации
Openspace отвечает на вопрос, как называть «Единую Россию».
Как из 50% сделать 76%
Откуда взялись 3/4 россиян, поддерживающих запрет на усыновление наших детей американцами.
Где налоги лучше не платить
В каких странах подоходный налог ниже, чем в России, сколько денег скрывают греки от правительства и как рассчитываются с государством пакистанские депутаты.
Они сошлись — говно и Дума
Наши власти и другие напасти в рейтинге гадостей от читателей Openspace.
Бизнесменами не становятся
Существует ли «предпринимательская ДНК», когда следует рожать бизнесменов и прочие неочевидные факты о деловых людях.
Рейтинг капризности российских городов
Как влияет городской комфорт на счастье горожан и почему мэру Собянину необязательно делать Москву более удобной для жизни.
По стопам осьминога Пауля
Политический гороскоп России на 2013 год в исполнении читателей Openspace и зарубежных специалистов.
Самые детские проблемы
Ученые выяснили удивительные факты о детях в разных странах.
Уже без Путина
О мнимой безнаказанности американских усыновителей, мифической суровости российского правосудия и параллельной реальности Владимира Путина.
Разбой, пьяная драка и грабеж
За что судья Марина Сырова давала три года колонии.