назад

О консерватизме

1. Для консерватизма история — это все. Когда мы слышим слово «консерватизм», мы прежде всего думаем о прошлом — об историческом массиве, который стоит за этим понятием, который его питает, придает динамику, цвет, смысл и который является главным основанием для консерватизма.

2. Для консерватизма, как и для социализма и либерализма, отправной точкой является Французская революция. Консервативная реакция на Французскую революцию связана с осознанием того разрыва, который она произвела. На протяжении всего 19-го и 20-го века мы привыкли воспринимать революцию как некое вписанное в историю событие, как генерализирующее начало.

3. Революция переворачивает повседневную жизнь миллионов людей и разделяет историю на «до» и «после». В знаменитых «Размышлениях о Франции» Жозефа Де Местра революция — это не ошибка или случайность, не наказание за грехи, а бедствие, которое подчиняет своей логике всех своих участников. Поэтому каждый актор революции — это человек, который является рабом событий. Он полностью подчинен, у него нет никакой самостоятельной роли, и в тот момент, когда он совершает хотя бы один шаг в сторону от неумолимой логики события, он сразу же уходит в небытие. Де Местр приводит в пример Мирабо, одного из признанных вождей революции на первом ее этапе. В тот момент, когда логика революции диктовала уже более радикальные политические выводы, он оказался сметенным с дороги. 

4. Революция с точки зрения Де Местра — это нечто принципиально детерминированное. У нее есть своя собственная логика, и эту логику можно понять, но нельзя изменить. Так как в движение приходит колоссальное количество людей, революция лишается какой-либо возможности ей управлять. С этой точки зрения Де Местр говорит о том, что контрреволюция является чудом. Вся история находится под управлением божественного замысла, в который включено и революционное чудо, и контрреволюционное. 

5. На самом деле сценарий контрреволюции можно создавать только в фантазиях. Де Местр отдает дань подобным фантазиям — у него есть глава в «Размышлениях о Франции», где он бредит идеей возращения короля. Как это происходит? Все решают случайности, минуты. Сначала он говорит, что вспыхивает очередная искра мятежа. Все войска преданы республике. Но найдется хотя бы один офицер, амбиции которого недостаточно удовлетворены, и он подумает: «А почему бы не откликнуться на призыв короля и не стать первым из последних?» Последний акт революции — возвращение короля. Плебеи, которые танцевали в своих красных колпаках, вдруг слышат поступь короля, их спины сгибаются и они падают ниц. Никто из них не властен над собой. Король возвращается — таков замысел, который нам не дано узнать. Мы только знаем, что он существует. И все мы являемся его частью. В этом состоит главное зерно консерватизма. 

6. Есть знаменитая фраза Маркса — «Люди сами делают свою историю, но не так, как они хотели бы, а в тех обстоятельствах, которые им даны». Консерватизм говорит, что люди не делают свою историю.

7. Отречение от историии с консервативной точки зрения является и отречением от самой человеческой природы (в этом, например, главный аргумент Берка). Это отречение было главной виной французского просвещения, заявившего о существовании некой человеческой природы, некого естественного права, которое должно найти свое выражение через преодоление того, что нагромождено над человеческой природой, — весь хлам в виде суеверий, религий, традиций должен быть сметен, и тогда мы получим полную реализацию политики, тождество народа и правителя.

8. Главная проблема революционера состоит в том, что он отказывает истории в ее естественности. Все, что создала история, он объявляет старым порядком, чем-то неестественным и говорит о том, что это должно быть сметено. Но проблема состоит в том, что на самом деле именно искусственное является подлинной природой человека. То, что революционеры принимают за ненужный мусор прошлого, на самом деле является сущностью человека. Отбросив его, люди лишаются разума. Люди лишаются собственной подлинной природы, ставя на ее место просвещенческие химеры. С этой точки зрения, консервативная мысль говорит, что совсем необязательно возвращение к жесткой средневековой форме правления, королевскому абсолютизму. 

9. Культура как создатель прекрасного всегда являлась плодом неравенства (таков, например, аргумент Шарля Морраса). Равенство создает уродство и делает сложное примитивным. С консервативной точки зрения, репрезентация создала институты, которые являются основой истории. Это церковь, армия и семья. Церковь вносит в общество элемент неравенства. Она создает нацию как продукт истории. То же самое и  в отношении армии и семьи. 

11. Церковь важна для консерваторов как исторически сложившийся источник неравенства. Это постоянное, живое нетождество верующих и самой церкви. Церковь противоположна демократии и рациональности. Она не вмешается в то, что может быть познано, и всегда входит в противоречие с прогрессом. Она противопоставляет либеральной рациональности идею, что за любой техникой стоит высший смысл, в отличие от буржуазной рациональности, которая существует сама по себе. Это прекрасно видно из рассуждений Карла Шмита в «Католицизме как политической форме».

12. В консервативной модели мира форма господствует над содержанием. Церковь господствует над христианским содержанием, государственные иснтитуты господствуют над демократическим содержанием политики. 

13. История консервативного движения не просто подвержена рефлексии, но она готова вбирать в себя новые и новые формы. Советский Союз как революционный проект стал добычей консерваторов. Это такое свойство консерватизма — он абсолютно  всеяден. Для него принципиален только момент музеефицирования — когда событие становится историей. 

назад