назад

Украденный протест

Francois Guillot/AFP/Eastnews

Как бы ведущие философы ХХ века ни осуждали общество потребления, избежать его влияния еще никому не удавалось. Консьюмеризм затронул даже хакерскую группировку Anonymous (правда, сами себя они предпочитают называть не хакерами, а хактивистами). Их логотип, на котором изображены фигура без головы и слоган «Mы Anonymous. Мы не прощаем. Мы не забываем. Ждите нас», зарегистрировал в качестве торговой марки французский ритейлер Early Flicker, занимающийся продажей дизайнерских футболок. Сами хакеры были возмущены действиями компании и уже успели снять ролик на французском языке, в котором заявили, что любыми методами помешают реализации проекта.

Однако, если вспомнить опыт других общественных организаций, поневоле попавших в маркетинговую систему, можно прийти к выводу, что отделаться от коммерческого образа хакерской группе уже вряд ли удастся. Незаметно для себя они стали частью массовой культуры, хотя изначально громко выступали против идеи продажности и капитализма. Так случилось с анархистами и их символикой. Они бойкотировали эксплуатацию и любые товарно-денежные отношения, а их символ в виде буквы «А» в круге стал одним из самых популярных брендов, эксплуатируемых «капиталистами», – модные футболки, кепки и тканевые сумки-пакеты с анархистским логотипом есть у многих молодых людей, независимо от их политических убеждений. Та же история произошла с Occupy Wall Street. Участники этого движения выступали в центре финансового района Нью-Йорка против экономического кризиса, безработицы, разорения как результата всевластия банков. Движение стало сходить на нет, а маски Гая Фокса и вещи с изображением бегущего человека с чемоданом денег и надписью «Occupy» до сих пор продаются миллионами по всему миру.

Но если в последних двух случаях бренды не были официально зарегистрированы, а на бирках вещей с символикой неизменно стояла надпись мелким шрифтом «Made in China», то в случае с Anonymous речь идет о настоящей торговой марке. Так что одними протестными роликами на YouTube избавиться от продажного образа уже не получится. Но опыт показывает, что «хактивисты» могут воспользоваться и другими рычагами воздействия.

Openspace

 

назад