назад

Ксения Леонова

— Тебе обязательно нужно меня как-то называть? Зови Евгением Вольновым, это ненастоящее имя, но я им часто пользуюсь в сети.

Он позвонил с питерского номера, через полчаса с челябинского, интервью согласился давать по скайпу с аккаунта, зарегистрированного в Лондоне, сказав, что скайп сейчас самый безопасный канал связи. И что свое месторасположение он скрывает, так как боится преследования со стороны российских спецслужб.

Не знаю, как спецслужбы, а я нашла его довольно легко. Как-то я услышала, что существует сайт Putinvzryvaetdoma.com, который создан специально для DDoS-атак. С его помощью, как объяснили мне знающие люди, в течение последних полутора лет был атакован десяток правительственных сайтов. Те же люди рассказали мне о некоем анонимусе, который якобы создал этот сайт, и после недолгих колебаний дали мне адрес его электроннной почты. Мне даже не верилось, что все это не розыгрыш.

— Как ты докажешь, что ты — анонимус?

В ответ Вольнов кидает мне ссылку на сайт Putinvzryvaetdoma с приветствием openspace. Я понимаю, что без административных прав он действительно не смог бы этого сделать.

— Только не называй нас анонимусами. Это слово дискредитировало себя, — говорит Вольнов и затягивается.

Судя по длине затяжки, не сигаретой.

 
 

 


Маска Гая Фокса

Маска, в которой ходил революционер, главный герой комиксов, а затем и снятого по их мотивам фильма «V значит Вендетта». На маске изображено улыбающееся лицо Гая Фокса – английского революционера-католика, который в XVII веке пытался свергнуть симпатизировавшего протестантам короля Якова I. Впервые маски Гая Фокса использовали в своих акциях в 2008 году в США интернет-пользователи, устроившие серию атак на церковь сайентологов и вышедшие затем на площади. С тех пор маска стала символом движения анонимусов.






























Крупнейшие акции Anonymous

Anonymous — современная субкультура приверженцев свободы и бесцензурности в интернете. В СМИ часто ошибочно называется организованным движением.

2006-2007 годы. Назвавшие себя анонимусами пользователи устроили серию атак на сайт белого расиста Хэла Тернера.

2008 год. Попавший на Youtube ролик, в котором актер Том Круз рекламировал сайентологию, и дальнейшие попытки этой церкви ролик удалить вызвали настолько сильное раздражение пользоваталей сети, что они организовали серию атак на сайентологов – виртуальных и реальных. Серия акций получила название «Чанология».

2009 год. Во время протестов против выборов в Иране, когда единственным средством связи для митингующих оказались Twitter и Facebook, анонимусы помогли создать сайт для протестующих iran.whyweprotest.net. Сейчас он не работает.

2010 год. После выдачи летом 2010 года ордера на арест основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанжа началась серия атак на сайты правительств разных государств и частных компаний, которые имели отношение к аресту Ассанжа.

2011 год. Атаки на сайты правительства Егпита.

2012 год. Закрытие по обвинению в пиратстве одного из самых популярных в мире порталов Megaupload.com привело к тому, что всего за несколько часов из строя были выведены несколько сайтов правительства США, включая сайты ФБР и Белого дома, а также нескольких звукозаписывающих компаний.

— Изначально так назывались люди, тусившие на анонимных, не требующих регистрации форумах. Там можно было обсудить все что угодно – от новых скриптов до того, каково это — трахнуть собственную сестру. Но сейчас анонимусом может назвать себя любой школьник, взломавший запароленный родителями компьютер и нацепивший маску Гая Фокса.

— То есть это были не хакерские форумы?

— Нет. Слово «хакер» не равно слову «анонимус», и «анонимус» не равно «хакер».

Создали ПВД четыре человека, Вольнов называет себя идеологом. Он объясняет, почему были атакованы сайты МВД («этих всегда есть за что»), ФСБ («хватило всего 30 человек, чтобы его сломать»), Александра Лукашенко («диктатор хуев»), Роспотребнадзора («они заявили, что потратили на разработку сайта миллион долларов, за такие деньги можно было бы серваки покрепче поставить»),  RnB.ru («только бедные умом люди слушают такую музыку»), GayRussia.ru («не фиг фиксировать свое внимание только на тех, с кем потрахаться»), сайты Дома-2 («без комментариев») и «Единой России» («это было на следующий день после депутатских выборов, все очень злились»).

Вольнову, по его словам, около 30-и. Ломать сайты он стал три года назад — после разрыва с любимой девушкой. Впрочем, слово «любимая» он не употребляет. Как и многие пользователи сети, умещающие весь спектр добрых чувств в слово «мимими», Вольнов скуп на эмоции. В его лексиконе есть только два эмоциональных слова: «интересно» и «приятно». И их отрицание. Интересно, говорит он, что убитого в 90-е отца нашли в подъезде любовницы. Приятно, что через несколько месяцев после этого мама купила девятилетнему сыну компьютер. Приятно было прогуливать старшие классы школы в компьютерных клубах. Приятно было сделать друзьям сайт и получить за это стакан травы («им больше было нечем заплатить»). Приятно, что мама не ругалась, когда сын решил не поступать в институт («ничему новому они бы меня не научили»). А вот вставать в 8 утра ради работы на стройке и курьером оказалось неприятно. Так что следующие десять лет Вольнов занимался программированием, продвижением в сети и встречался с девушками. С последней — три года. И вот когда она его бросила, все и началось.
 

Интересно, говорит он, что убитого в 90-е отца нашли в подъезде любовницы. Приятно, что через несколько месяцев после этого мама купила девятилетнему сыну компьютер.


— Ну, я просто завязал с эрэлкой, — говорит  Вольнов.

И пока он снова длинно затягивается, я забиваю в поисковик слово «эрэлка» — real life, реальность.

— Я с детства был полноватым, но пока мы встречались, занимался хоть каким-то спортом, а тут совсем себя запустил, разжирел, стал неповоротливым. С клиентами начал общаться только по почте, с мамой — только по телефону, со старыми друзьями — по скайпу, с новыми — на анонимных форумах, еду заказывать через интернет-магазины.

В августе 2010 года арестовали основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. В отместку за это анонимусы по всему миру устроили серию DDoS атак на два десятка сайтов — от Visa.com и Amazon.com до порталов шведского правительства.

— Мы в этих атаках не участвовали, но активно их обсуждали. Эти ребята ведь просто собирались на форумах, и каждый запускал на своем компе специальную программку. Мы решили сделать такую же.

Анонимусы за рубежом использовали дорогостоящее программное обеспечение, с помощью которого завалить сайт может всего несколько десятков компьютеров. У Вольнова и его друзей по анонимным форумам денег на такое ПО не было.

— Хорошо помню, как мне пришло в голову решение проблемы. Мне тогда привезли большой пакет шишек. Ты не подумай, — вдруг оговаривается  Вольнов, — я не постоянно курю. Просто устраиваю себе такие сеты: раз в три месяца дня на два. И тогда был как раз такой момент. Я накурился и придумал, что нам нужно сделать такую пушку, которая бы давала возможность сотням, тысячам людей стрелять по одной цели в одно время. Я написал на форуме, где мы тогда тусовались, кто-то нашел нужный скрипт, кто-то его доработал. Стали искать домен. Тогда только полгода как ввели зону «рф», и народ активно регистрировал всякие имена. У одного нашего друга, Паши, был домен путинвзрываетдома.рф. Он нам подошел.

Этого Пашу я нашла. Рылась в интернете по теме и наткнулась на ролик  Никиты Михалкова, в котором тот называет создателем сайта ПВД Павла Жобнера. Во время следующего разговора спросила Вольнова: он?

— Да, все это время многие думают, что мы с Пашей — один и тот же человек. Мне жалко, что ты сейчас разрушишь этот миф, — не очень убедительно говорит  Вольнов, уже согласившись связать меня с Жобнером — тоже по скайпу.

Жобнер рассказал, что да, сайт был зарегистрирован на его имя. И после первой же атаки в феврале 2011 года на сайт «Единой России» именно его, Павла, а не сумевшего сохранить анонимность Вольнова, вызвали в правоохранительные органы Украины, где он тогда жил. Но если ему самому удалось отвертеться (владение доменом не означает ответственность за то, что происходит на самом сайте), то вот ПВД — нет. Регистратору домена пришло письмо из ФСБ с требованием сайт закрыть.

После этого сайт переехал на домен путинвзрываетметро.рф, а Вольнов купил кредитки, зарегистрированные на чужие имена («они зэкам принадлежат, те сдают в аренду, это целый рынок»). Купил, разумеется, не выходя из комнаты.
 

Ну, мы завалили бесогона, он потом долго возмущался, купил защиту для сайта и каких-то пиарщиков, чтобы они про нас что-то узнали.


Все произошедшее активно обсуждалось на форумах, так что ПВД привлек внимание интернет-тусовки. И действия ФСБ только раззадорили сообщество. Следующей жертвой Вольнов избрал Никиту Михалкова, пожелавшего получать 1% от продаж всех фильмов и музыки в интернете:

— Ну, мы завалили бесогона, он потом долго возмущался, купил защиту для сайта и каких-то пиарщиков, чтобы они про нас что-то узнали. Они, конечно, ничего, кроме имени Паши, не нашли.

— А ты что из Михалкова смотрел?

— Я смотрел «Статского советника», он там играет Пожарского — главного злодея. «Утомленных солнцем». Ну, и все из последнего — «12», «Цитадель» и «Утомленных солнцем 2». А, ну и главное – «Сибирского цирюльника», естественно.

— Господи, ну почему ты помогаешь этому идиоту, а не мне? – отвечаю я цитатой из  прославившего когда-то Михалкова фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».

— Ты чего обзываешься? Я же не записывался в знатоки творчества Михалкова. У меня к нему претензии из-за его общественной деятельности, а не творческой.

После атаки на сайт Михалкова Вольнова опять не вычислили, Жобнера опять вызвали в правоохранительные органы, а ФСБ опять запретило домен, так что сайт переехал одновременно в зоны «com» и «org», над которыми ФСБ уже не властна.

Самой массовой стала атака на сайт НТВ 16 марта, на следующий день после показа фильма «Анатомия протеста». За два дня, что длилась атака, ПВД посетило 38 тысяч человек, сайт НТВ не работал в общей сложности около десяти часов, а Вольнов провел две бессонные ночи и выкурил семь пачек сигарет.

Если зайти сейчас на сайт ПВД и зарегистрироваться, можно увидеть, что он пребывает в не слишком активном состоянии. Есть чудовищный чат, есть голосовалка, кого ддосить, есть обсуждение, в котором нормальный человек мало что поймет (например, текст «Абу заменяет анона на лигивон из вбыдлятника. Теперь это не борда. Сосака перешла все границы» переводится так: «Администратор сайта 2ch.so отказывается от пользователей, приверженцев движения «Анонимус», в пользу случайных пользователей с улицы. Теперь это не очень хороший форум. Администрация 2ch.so перешла все границы»).

В пиковое время, как утверждает  Вольнов, людей на сайте гораздо больше. Число участников самой массовой DDos-атаки — около 40 тысяч — сопоставимо с количеством выходящих на белоленточные митинги. Но это разные люди. Если на офлайновых митингах большинство старше двадцати и идут они с политическими требованиями, то в онлайновых участвуют главным образом тинейджеры, и атакуют они с равным удовольствием любителей музыки r’n’b и «Единую Россию».

Прощаясь, я спросила Вольнова, на кого они собираются устроить следующую атаку. Он задумался, но ненадолго:

— В следующий раз мы думаем устроить атаку на сайт Госдумы — как только они попытаются свой законопроект о цензуре в интернете использовать во вред пользователям.

Звучит красиво, но пока на первом месте в голосовании на ПВД — DDoS-атака на телекомпанию «Аль-Джазира» как «рупор НАТО и Аль-Каиды», 2860 голосов.

Материалы по теме

Момент истовый

Как выглядит экстатическая сторона в религиях мира.

Бремя русского человека

«Долгая счастливая жизнь»: очень важный фильм Бориса Хлебникова.

Поле битвы после победы

Что будет с Россией, после того как Путина не станет.

Где это было?

Попробуйте догадаться, где произошли столь выдающиеся события.

Лица недели. Выпуск 6

Неделю представляют Виктор Батурин, борцы за права обнаженных и голодные военнослужащие Боливии.

Французские советы российскому кино

Вице-президент «Юнифранс» Жоэль Шапрон рассказал о том, как государство должно поддерживать национальный кинематограф, а как не должно.

Бабло давно минувших дней

Хасиды, требующие у России вернуть им книги, — скорее исключение из общего правила: к государствам и режимам обычно возникают денежные претензии в особо крупных размерах.

Бизнесменами не становятся

Существует ли «предпринимательская ДНК», когда следует рожать бизнесменов и прочие неочевидные факты о деловых людях.

Где эта улица, где этот дом?

Угадайте город по очертаниям, используя наши подсказки

Рейтинг капризности российских городов

Как влияет городской комфорт на счастье горожан и почему мэру Собянину необязательно делать Москву более удобной для жизни.

Эстетика анонимности

Почему, чтобы проявить индивидуальность, нужно скрыть лицо.

назад